«Как создать мобильное приложение?» — именно такую фразу мы часто слышим от новых клиентов. Кроме точных сроков и бюджета, им важно знать, как будет проходить разработка, с чего начать и как в результате заработать на готовом приложении.
Все эти вопросы натолкнули нас то, чтобы рассказать просто о сложном процессе разработки мобильного приложения. Делимся ценным опытом, накопленным нами за более чем 7 лет на рынке мобильной и веб-разработки!
Если коротко, то процесс создания мобильного приложения можно разделить на 8 этапов:
- аналитика (обсуждение идеи);
- техническое задание;
- прототипирование;
- дизайн;
- разработка;
- тестирование готового приложения;
- публикация;
- поддержка и развитие.
Но давайте обо всём по порядку.
Аналитика: обсуждение проекта
Все начинается с идеи. Вы рассказываете нам о том, какие функции должно выполнять приложение, а мы с командой анализируем эту информацию, предлагаем технические решения, а также обозначаем примерные сроки и стоимость.
На этом этапе очень важно выяснить, что вы хотите получить от приложения. Вы планируете зарабатывать на нем напрямую, или может быть автоматизировать бизнес-процессы своей компании? Цель разработки приложения должна быть четко поставлена именно на начальном этапе.
Результат: вы получаете информацию о примерной стоимости и сроках, а также референсы по дизайну и функционалу.
Сроки: Мы даем примерную оценку в течение 3-5 дней
Техническое задание: от идеи к стратегии
Техническое задание — важнейшая часть процесса разработки. На этом этапе описываются требования по функционалу приложения, дизайну, безопасности и производительности.
Правильно составленное ТЗ — гарант того, что на выходе вы получите именно то приложение которое задумали.
Это действительно трудный и долгий процесс. Именно поэтому клиентам без готового документа мы предлагаем услугу по его составлению. Стоимость такой услуги начинается от 18 000 рублей.
Результат: техническое задание (ТЗ) — документ, содержащий требования к будущему приложению.
Сроки: мы даем примерную оценку в течение 3-5 дней
Проектирование: схематичный дизайн
Прототипы — упрощенные схемы экранов приложения, которые разрабатываются дизайнером. Делается это для того, чтобы грамотно разместить все важные элементы на экране: использование приложения должно быть интуитивно понятно вашему пользователю.
Для большей наглядности мы делаем прототипы интерактивными, чтобы сразу проверить удобство использования. Клиент даже может открыть макет на телефоне и протестировать его как готовое приложение.
Результат: интерактивный прототип приложения с упрощенным дизайном
Сроки: прототипы приложения можно увидеть уже через 1-3 недели, в зависимости от сложности проекта.
Дизайн: отрисовка внешнего вида приложения
В начале работы мы собираем референсы понравившихся интерфейсов как с нашей стороны, так и со стороны клиента.
Затем прорабатываем внешний вид приложения на основе прототипов: подбираем шрифты, цветовую гамму, иконки и анимацию.
Дизайн приложения может быть разработан как по готовому фирменному стилю компании, так и с нуля. Например, для вендинг-приложения Здесь.Еда мы разработали дизайн, соответствующий корпоративному стилю компании, и даже нарисовали иллюстрации для мини-туториала.
Результат: готовые детализированные макеты приложения
Сроки: дизайн мобильного приложения может занять от 1 до 3 месяцев. Тут большую роль играет количество экранов и то, как быстро будет получена обратная связь от клиента.
Разработка: воплощение идеи в жизнь
Процесс разработки можно разделить на два этапа: Front-end и Back-end.
На первом этапе программисты программисты преобразуют отрисованный интерфейс в код, добавляют навигацию между элементами, реализуют анимацию элементов.
На втором этапе разработчики создают сервер для хранения и обмена информации. Специалисты выбирают язык программирования для написания кода и хостинг для сервера и API, выстраивают систему управления базой данных. Чем грамотнее выбраны параметры, тем лучше будет работать приложение.
Существует два подхода к разработке приложения:
Нативная. Создается отдельное приложение для каждой платформы. Этот способ дорогой, но надежный: вы получите полную поддержку от App Store и Google Play, а интерфейс будет работать быстро и выглядеть максимально хорошо на всех устройствах.
Кроссплатформенная. В этом случае разработчики используют универсальный код для всех платформ. Это самый оптимальный вариант в соотношении «цена-качество». Стоит отметить, что кроссплатформенная разработка сейчас активно развивается и совершенствуется. А новые технологии в этой сфере в скором времени уравняют ее по качеству с нативной.
Результат: приложение с полностью готовым функционалом
Сроки: разработка функционала мобильного приложения занимает от 6 месяцев.(Срок создания зависит от сложности и задач вашего проекта)
Тестирование: проверка жизнеспособности
Существует множество подходов к тестированию.
Некоторые компании выделяют тестирование в отдельный этап и досконально проверяют приложение только перед релизом.
Финальное тестирование всех функций приложения – очень важный этап.
Но не стоит думать, что тестировать нужно только готовое приложение. Мы с командой делаем тесты на каждом этапе разработки. Такой подход экономит драгоценные часы, а также сводит к минимуму риск пропустить ошибки, так как функционал проверяется по частям.
Результат: все ошибки в приложении исправлены, оно готово к публикации
Сроки: мы с командой тестируем приложение в течение 1 недели.
Публикация: знакомство с App Store, Google Play и App Gallery
Перед публикацией очень важно ознакомиться с правилами Google Play Store, Apple App Store и HUAWEI AppGallery. Для заявки необходимо подготовить скриншоты страниц, маркетинговый план и описание приложения. Если все прошло удачно, его можно будет скачивать через несколько дней.
Однако при публикации могут возникнуть трудности. Например, если вашему приложению нужен доступ к геолокации. Придется привести весомые аргументы того, почему это необходимо, а еще обеспечить безопасность и конфиденциальность полученных данных. Именно так было с курьерским приложением для компании “Суши Маркет”. В итоге, после долгого общения с сервисами, нам удалось заполучить право на размещение приложения в сторах.
В АСМАРТЕ мы никогда не бросаем клиентов после окончания разработки. Мы помогаем с публикацией, разрешаем споры с Apple и Google и подготавливаем всю необходимую документацию.
Стоимость аккаунтов:
1. Google Play – $25 одноразово, комиссия за покупки в вашем приложении – 15%
2. App Store – 99$ в год, комиссия за покупки в вашем приложении – 15%
3. AppGallery – бесплатно, комиссия за покупки в вашем приложении в первый год – без комиссии, далее – 15%
Результат: у вашего приложения теперь есть собственные страницы в App Store, Google Play и AppGallery
Сроки: процесс размещения обычно занимает от 1 до 2 недель, в зависимости от ответа технической поддержки и правильности заполнения всех данных.
Доработка, техподдержка, реклама: что делать после публикации?
Нет предела совершенству! Хорошее приложение – это долгая и кропотливая работа, которая уж точно не останавливается после окончания разработки. Приложение всегда должно обновляться, расширять свой функционал и развиваться.
Кроме технической части (обновление под новые версии систем), нужно думать и о функциональной и эстетической стороне продукта.
Внимательно изучайте и анализируйте отзывы, статистику и поведение пользователей. Все это поможет понять, в каком направлении двигаться, что улучшить, а что добавить.
Продвигать мобильные приложения мы можем через рекламную систему Яндекс Директ. Обе эта система обладает специализированными инструментами для эффективного продвижения при широком охвате в ее поисковых сервисах, так и в партнерских сетях РСЯ.
Риски и блокировки
В связи с происходящими событиями, ситуация меняется очень быстро. Apple и Google присоединились к санкциям против российских компаний и убрали некоторые приложения из сторов. Однако не стоит паниковать: санкции коснулись лишь компаний, напрямую связанных с государством. Для обычных пользователей условия остаются прежними.
Санкции вводят не против частных граждан, а на государственный сектор, оборонную отрасль, политиков, крупных чиновников и предпринимателей.
Мы считаем, что закрытие для России платформ Apple и Google невозможна. Даже если предположить, что это каким-то образом случится, люди будут пользоваться VPN, и прочими сервисами в обход блокировкам.
Например для китайских телефонов Huawei компания Google запретила гугл сервисы, но они сделали свой маркетплейс AppGallery, где можно скачивать приложения для Android.